Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

История и реконструкция гражданского костюма, быта и пр.

Модераторы: Илья, Claire, amelia.k

Ответить
Аватара пользователя
Martel
Активный пользователь
Сообщения: 7380
Зарегистрирован: 01 мар 2007, 05:17
Репутация: 254
ВИ группа (дополнительно): 42nd Royal Highland Regiment, 1854-55; 79th New York Volunteer Infantry, 1861-63
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение Martel »

Podpol писал(а): 26 июн 2013, 00:39 Я пытался поинтересоваться - насколько применимы и рекомендации Пирогова, и гардероб сестры милосердия к реальным условиям (современным языком говоря) - не тылового госпиталя, а фронтового, или "прифронтового"?

а где по вашему находились фронтовые и прифронтовые госпиталя в Севастополе в 1854-55, и где находились тыловые ?

:)
...быть самим собой мне мешают Правила этикета и Уголовный Кодекс...
Аватара пользователя
Sophia
Активный пользователь
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 01 ноя 2006, 23:54
Репутация: 15
Откуда: Волгоград
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение Sophia »

Интресный момент про обувь указан в воспоминаниях сестры
"вспомнив, что от большого ветра мост в воде ( прим. мост на Северную сторону) надеваю свои мужские сапоги"

Правда боюсь что это уточнение закончится тем что его будут приводить как источник на кирзачи, не учитывая экстремальности условий переправки.
Аватара пользователя
bobiorxxx
Активный пользователь
Сообщения: 4253
Зарегистрирован: 23 мар 2010, 19:44
Репутация: 113
ВИ группа (дополнительно): 7 линейный полк. Франция. Крымская война
Откуда: Ейск
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение bobiorxxx »

Podpol писал(а): 26 июн 2013, 00:39 Уважаемый Martel, что-то вас понесло... :huh: :huh: :huh:
Я пытался поинтересоваться - насколько применимы и рекомендации Пирогова, и гардероб сестры милосердия к реальным условиям (современным языком говоря) - не тылового госпиталя, а фронтового, или "прифронтового"?
У британцев, думаю, условия были ничем не лучше... :unsure:
ДумаюВы несовсем поняли Пирогова.Он имел в виду именно разделение больничной и домашней одежды во избежание распространения инфекции.Он имел хороший опыт на Кавказе разделив больных по принцыпу тяжести и организовав карантины инфицированых.Ну а в пределах госпиталя он и ходил не имея возможности переодеться и не заботясь о том что это может заразить больных.Дело не в гигиене.
Не плачь, потому что это закончилось, улыбнись, потому что это было.

Габриэль Гарсиа Маркес
Аватара пользователя
Podpol
Активный пользователь
Сообщения: 2682
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 00:00
Репутация: 24
ВИ группа (дополнительно): Внутренние войска
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение Podpol »

bobiorxxx писал(а): 26 июн 2013, 23:44 ДумаюВы несовсем поняли Пирогова.Он имел в виду именно разделение больничной и домашней одежды во избежание распространения инфекции.Он имел хороший опыт на Кавказе разделив больных по принцыпу тяжести и организовав карантины инфицированых.Ну а в пределах госпиталя он и ходил не имея возможности переодеться и не заботясь о том что это может заразить больных.Дело не в гигиене.
Спасибо, примем как версию. :give_rose:
А "разделение больных..." - очевидно, правильнее именовать "сортировка раненых"? ;)
Последний раз редактировалось Podpol 27 июн 2013, 11:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Martel
Активный пользователь
Сообщения: 7380
Зарегистрирован: 01 мар 2007, 05:17
Репутация: 254
ВИ группа (дополнительно): 42nd Royal Highland Regiment, 1854-55; 79th New York Volunteer Infantry, 1861-63
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение Martel »

именно сортировка раненых по степени тяжести была впервые введена Пироговым и стала в дальнейшем одним из основных принципов для все полевой хирургии
Последний раз редактировалось Martel 27 июн 2013, 12:14, всего редактировалось 1 раз.
...быть самим собой мне мешают Правила этикета и Уголовный Кодекс...
Аватара пользователя
Podpol
Активный пользователь
Сообщения: 2682
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 00:00
Репутация: 24
ВИ группа (дополнительно): Внутренние войска
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение Podpol »

Думаю, что тут к месту будет эта ссылка:
http://www.runivers.ru/bookreader/book1716...age/26/mode/1up
Вторая глава - про Дашу, кстати, упомянута ее фамилия - Александрова...

У меня возникло ощущение, что девушка попыталась заняться "бизнесом" маркитантки, но на Альме, оказавшись среди массы раненых, ей стало не до заработков - и она стала помогать раненым, как умела... Я ж говорю - святые были люди...
Аватара пользователя
тень

Медаль «За след в истории» II-й степени
Активный пользователь
Сообщения: 8129
Зарегистрирован: 28 фев 2007, 16:45
Награды: 2
Репутация: 215
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение тень »

Молодец вы, Софья :give_rose:

Может наконец и удастся донести до людей, что именно община наших сестёр милосердия была первой, а вовсе не англичанка, при всём моём уважении.
Мы все лишь тени и прах.
Всё будет хорошо, просто не все до этого доживут.
Аватара пользователя
Podpol
Активный пользователь
Сообщения: 2682
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 00:00
Репутация: 24
ВИ группа (дополнительно): Внутренние войска
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение Podpol »

Уважаемый тень, вы подвигли меня порыться в "Вике", и вот что обнаружилось: идея возникла/реализовалась почти одновременно, но в России община была организована на действительно высоком уровне
Крестовоздвиженская община сестёр милосердия — российская община сестёр милосердия, первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны, прототип «Международного движения Красного креста».
...
Была учреждена в Петербурге в начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны. Общину торжественно открыли 5 ноября 1854 г., в день праздника Воздвижения Креста Господня в церкви Михайловского дворца
Из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.
В своей «Докладной записке об основных началах и правилах Крестовоздвиженской общины сестёр попечения», написанной 14 октября 1855 г., Н. И. Пирогов писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам». :give_rose:
Позднее А. Ф. Кони сказал: «В этом Россия имеет полное право гордиться своим почином. Тут не было обычного заимствования „последнего слова“ с Запада — наоборот, Англия (…) стала подражать нам, прислав под Севастополь (…) мисс Найтингель со своим отрядом».[1]
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%...%B4%D0%B8%D1%8F

+"инициатива снизу" имела место быть:
О Даше Севастопольской, которая по фамилии, оказывается - Михайлова, а по мужу - Хворостова... А отчество - то ли "Александровна", то ли "Лаврентиевна" (причем имею мнение, что в госпиталях работали многие севастопольские женщины - скорее всего, Даша поразила современников именно по причине юного возраста, ведь на Альме ей было всего 15-16 лет)...
2 сентября 1854 года англо-французский корпус высадился в районе Евпатории. После битвы на Альме 8 сентября российские войска начали отступление. В их обозе находилась Даша, 15-летняя сирота.
Во время обороны Севастополя Дарья Михайлова, не имеющая медицинского образования, в числе первых среди «севастопольских патриоток» — жен, сестёр, дочерей участников обороны, оказывала помощь раненым и больным защитникам Севастополя. На свои средства она оборудовала первый походный перевязочный пункт. У нее в повозке нашлось белье для перевязки, уксус, вино было роздано для подкрепления ослабевших. Не зная её фамилии, долгое время её называли Дашей Севастопольской.
«Севастопольской» ее окрестила народная молва, под этим именем она сохранилась в воспоминаниях врачей — участников войны. И только недавно, в Центральном военно-историческом архиве были найдены документы на имя Дарьи Лаврентьевны Михайловой.
За свой подвиг во время войны была награждена императором Николаем I золотой медалью с надписанием «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди. Сверх того, ей было даровано пятьсот рублей серебром и заявлено, что «по выходу ее в замужество [Государь] пожалует еще 1000 рублей серебром на обзаведение». Кстати, золотой медалью «За усердие» награждались лишь имеющие три серебряные медали. Приказ о награждении во исполнение воли Его Величества был объявлен по всему Черноморскому флоту.
После войны Дарья купила трактир в поселке Бельбек. Вскоре, продав имущество, поселилась с мужем в Николаеве, вблизи моря. Вскоре они расстались (по одной версии — по причине пьянства мужа, по другой — овдовела), и Дарья вернулась в Севастополь. На Корабельной стороне города она прожила до конца дней. По воспоминаниям старожилов, Дарья Лаврентьевна Хворостова умерла около 1910 года и похоронена на кладбище в Доковом овраге. Со временем могила была утрачена, в настоящее время на этом месте расположен сквер.
По другим данным, в 1892 году она вернулась в родное село, где никого из родных уже не осталось. Пожертвовав местному храму икону Николая Чудотворца, которая была с ней в Севастополе, она уехала в село Шеланга (Верхнеуслонский район Татарстана) и через полгода скончалась. Её могила на местном кладбище не сохранилась
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%...%BA%D0%B0%D1%8F

Впрочем, версия про Татарстан - это вряд ли... Тем более что, кажется, Даша участвовала в съемках фильма в 1911 году:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%...BB%D1%8C%D0%BC)
http://rutube.ru/video/5ade8b68aeb0be5ccbe8764cb7fe2840/ (с 03.40 смотреть)


http://www.sevastopol.su/person.php?id=248
В отличие от английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл, судьба Даши Севастопольской изумляет парадоксом. При увековечении в карандашных рисунках Вильгельма Тимма, а полвека спустя — на живописном полотне панорамы Ф.А. Рубо, еще позже — в возрожденном после Великой Отечественной войны здании — в галерее памятников-бюстов героев эпопеи 1854—1855 годов, подлинная фамилия Даши Севастопольской на долгое время оказалась «затерявшейся» в истории. Только в 1983 году, в канун 200-летия Севастополя, московский и севастопольский историки Валентина Климанова и Ольга Грабар независимо друг от друга сумели отыскать в Государственном военно-историческом архиве дело «О представлении к награде девицы Дарьи за оказываемое ею примерное старание в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе». Юная сестра милосердия была удостоена золотой медали «За усердие» на Владимирской ленте и пятисот рублей серебром.
Поражает дата вручения этой медали — 16 ноября 1854 года, то есть всего лишь через два месяца после начала героической обороны. Скорее всего, девушка, исполнявшая святой долг милосердия, не помышляла о высокой награде (которую, кстати, получила непосредственно из рук великих князей Михаила и Николая).
В архивных документах также сообщалось, что в 1855 году, сразу же после севастопольской эпопеи, Дарья Михайлова вышла замуж за матроса 4-го ластового экипажа Максима Хворостова и в связи с этим получила от государства «приданое» — тысячу рублей «на обзаведение хозяйством» и ветеранскую медаль «За защиту Севастополя».
...
Семья жила в Николаеве, затем, овдовев, Дарья Хворостова вернулась в Севастополь. Памятными оказались для нее и съемки «Обороны Севастополя» — первого в истории отечественного кино полнометражного художественного фильма с документальным финалом, ставшим, как показало время, поистине гениальной режиссерской находкой. В группе, составленной в традициях провинциальных фотографов, перед зрителями предстают убеленные сединой четырнадцать ветеранов, среди которых две женщины — Дарья Михайлова (Хворостова) и Елизавета Сержбутовская. Принаряженные старушки с медалями на груди смотрят в объектив, словно благословляя далеких потомков.
Интересный рассказ, который "прорисовывает детали":
http://az.lib.ru/l/lukashewich_k_w/text_0070.shtml


О мисс Найтингейл:
В октябре 1854 года, в период Крымской кампании, Флоренс вместе с 38 помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Скутари (Турция), а затем в Крым. Последовательно проводила в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными. В результате менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2 %.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%...%B5%D0%BD%D1%81
Интересно, что:
В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного полумесяца (с ноября 1991 называется Международной Федерацией Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почётную и высшую награду для сестёр милосердия во всём мире.
12 мая в день рождения Флоренс Найтингейл, мир отмечает Международный день медицинской сестры.
О жизни и судьбе Флоренс Найтингейл снято несколько художественных и документальных фильмов. Например, ей посвящены фильмы режиссёров Дэрила Дьюка (1985) и Нормана Стоуна (2008).
В честь Ф. Найтингейл назван психологический синдром (англ. Florence Nightingale effect), проявляющийся, когда врач или медсестра, ухаживающие за больным, начинают испытывать к нему чувства, которые могут перерасти в любовь
В то же время
В Великобритании Международный день медсестры отмечается 21 мая — в день рождения Е. Фрай, реформатора тюремной системы страны.
:blink:
Хотя
Международный день медицинской сестры (англ. International Nurses Day) — отмечается ежегодно 12 мая. Проводится под эгидой Международного Совета медсестёр (ICN).
Впервые идея празднования Дня медсестёр была высказана в 1953 году, но отмечаться этот международный день стал с 1965 года. В 1974 году ICN принял решение отмечать Международный день медсестры 12 мая, в день рождения Ф. Найтингейл, одной из основательниц службы сестёр милосердия.
Ежегодно к этому дню Совет медсестёр подготавливает информационные материалы, объявляет тематику и лозунг предстоящего празднования.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%...%82%D1%80%D1%8B

+тут биография есть:
http://www.prazdnikimira.ru/articles/birth..._05_Dr/12_05-1/
Аватара пользователя
bobiorxxx
Активный пользователь
Сообщения: 4253
Зарегистрирован: 23 мар 2010, 19:44
Репутация: 113
ВИ группа (дополнительно): 7 линейный полк. Франция. Крымская война
Откуда: Ейск
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение bobiorxxx »

Podpol писал(а): 27 июн 2013, 11:30 Спасибо, примем как версию. :give_rose:
А "разделение больных..." - очевидно, правильнее именовать "сортировка раненых"? ;)
Суть одна,но в то время употребляли понятие "разделение больных".Начинали-то простым отделением тяжёлых от лёгких,гнойных от просто больных.Когда например Пирогов впервые в России применил гипсовую повязку(через полгода после её изобретения )появилась ещё одна причина отделять людей чьи конечности могли быть спасены.Так что процесс был динамичный и развивающийся.
Не плачь, потому что это закончилось, улыбнись, потому что это было.

Габриэль Гарсиа Маркес
Аватара пользователя
Podpol
Активный пользователь
Сообщения: 2682
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 00:00
Репутация: 24
ВИ группа (дополнительно): Внутренние войска
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Костюм сестры крестовоздвиженской общины периода Крымской войны

Сообщение Podpol »

Еще нужно отдать должное одной из основательниц Крестовоздвиженской общины:
Елена Павловна, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская (нем. Friederike Charlotte Marie Prinzessin von Württemberg; 28 декабря 1806 [9 января 1807], Штутгарт, Королевство Вюртемберг — 9 [21] января 1873, Санкт-Петербург, Российская империя) — русская великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича, благотворительница, государственный и общественный деятель, известная сторонница отмены крепостного права и Великих реформ середины XIX века.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%...BA%D0%B0%D1%8F)
В 1853—1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия[7] с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами — устав общины был утвержден 25 октября 1854 года. Ею было обнародовано воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. В распоряжение общины, под склад вещей и медикаментов, были предоставлены помещения Михайловского замка, Великая княгиня финансировала её деятельность. В борьбе со взглядами общества, не одобрявшим такого рода деятельность женщин, Великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны.
«Главная её забота заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестер, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями»[8].
Для креста, который предстояло носить сёстрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго Мое на себя» и «Ты, Боже, крепость моя». Свой выбор Елена Павловна объяснила так: «только в смиренном терпении крепость и силу получаем мы от Бога»[9].
5 ноября 1854 года после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестёр, а на следующий день они уехали в Севастополь, где их ожидал Пирогов[10].
На Н. И. Пирогова, великого русского учёного, хирурга, было возложено обучение, а затем руководство их работой в Крыму. С декабря 1854 по январь 1856 года в Крыму трудилось более 200 сестёр милосердия.
Инициатива Великой княгини Елены Павловны соответствовала духу времени — в частности, схожими были действия Флоренс Найтингейл — создательницы британского отряда медсестёр[11]. После окончания войны при общине были дополнительно открыты амбулаторная лечебница и бесплатная школа для 30 девочек.
«…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Её Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…»
Основатель Международного Комитета Красного Креста Анри Дюнан, из письма Российскому Обществу Красного Креста (1896 г.)
Ответить

Вернуться в «Гражданская реконструкция XVII-XVIII-XIX вв.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость