Вопрос о наведении переправ

Обсуждение вопросов военной истории с 1789 по 1815гг.

Модераторы: Илья, Ульянов

Ответить
Аватара пользователя
С.Даша
Активный пользователь
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 23 сен 2008, 01:53
Репутация: 32
ВИ группа (дополнительно): 18-й Линейный полк (1854-56 гг.)
Военно-историческая группа (XIX): 15-й легкий полк
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Вопрос о наведении переправ

Сообщение С.Даша »

Скажите, пожалуйста, можно ли в какой-либо из книг, выложенных на сайте, найти сведения о принципах наведения переправ, принятых в Наполеоновской армии.

Заранее спасибо.
Если мы весло добудем,
Вы сначала вскрикнете.
Раздобудем, два добудем,
А потом привыкнете.
Аватара пользователя
Илья

Медаль «За вклад»
Активный пользователь
Сообщения: 10033
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 17:52
Награды: 1
Репутация: 195
ВИ группа (дополнительно): 8-я линейная полубригада
Военно-историческая группа (XIX): 8-я линейная полубригада
Откуда: Москва/Вильнюс
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение Илья »

у Шарнгорста, быть может, есть
http://www.reenactor.ru/viewtopic.php?t=5464

если не с технической, а с тактической точки зрения - поищите клаузевица "1796" - главы о переправе через Лоди, а также его "О войне" - там есть наверняка в соответствующих главах
http://militera.lib.ru/science/clausewitz/
Последний раз редактировалось Илья 14 янв 2009, 18:19, всего редактировалось 1 раз.
Vilnius full of space
Аватара пользователя
Борис

Медаль «За вклад»
Активный пользователь
Сообщения: 12803
Зарегистрирован: 21 фев 2007, 15:53
Награды: 1
Репутация: 177
ВИ группа (дополнительно): Л-Гв. Преображенский полк (1709, 1812)
Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк
Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение Борис »

Илья писал(а): 14 янв 2009, 18:15 у Шарнгорста, быть может, есть
http://www.reenactor.ru/viewtopic.php?t=5464
Уже посмотрел - не нашел.
Аватара пользователя
Илья

Медаль «За вклад»
Активный пользователь
Сообщения: 10033
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 17:52
Награды: 1
Репутация: 195
ВИ группа (дополнительно): 8-я линейная полубригада
Военно-историческая группа (XIX): 8-я линейная полубригада
Откуда: Москва/Вильнюс
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение Илья »

Борис писал(а): 14 янв 2009, 18:19Уже посмотрел - не нашел.
тогда искать грибовалевы чертежи - в сети они где-то болтались
ну и плюс - бесчисленная иконография
Vilnius full of space
Аватара пользователя
Saint-Michel
Активный пользователь
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 27 фев 2007, 20:59
Репутация: 133
ВИ группа (дополнительно): 5-й кирасирский полк
Военно-историческая группа (XIX): 5-й кирасирский полк
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение Saint-Michel »

Во французской книжке "Ваграм 1809". Все наглядно объяснено. У меня есть. Могу поделиться.
Было два вида переправ.
У дурака есть великое преимущество перед умным человеком - он всегда доволен собой. Наполеон
5-me regiment des cuirassiers
Аватара пользователя
тень

Медаль «За след в истории» II-й степени
Активный пользователь
Сообщения: 8129
Зарегистрирован: 28 фев 2007, 16:45
Награды: 2
Репутация: 215
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение тень »

Сдаётся мне,что грибовалевские чертежи и иконография,предложенные с широкого плеча,мало помогут барышне в понимании принципов наведения переправ.
Мы все лишь тени и прах.
Всё будет хорошо, просто не все до этого доживут.
Аватара пользователя
С.Даша
Активный пользователь
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 23 сен 2008, 01:53
Репутация: 32
ВИ группа (дополнительно): 18-й Линейный полк (1854-56 гг.)
Военно-историческая группа (XIX): 15-й легкий полк
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение С.Даша »

Заранее приношу извинения за длинный пост, но вдруг кому-то будет интересно...
К сожалению, в книге фон Клаузевица «О войне» переправы через реки рассматриваются лишь в общем стратегическом смысле.

Беглый поиск в интернете (в том числе обзор книг рекомендованных вами авторов, выложенных в сети) дал следующее.
Для наведения переправ в указанное время использовались:
- жестяные лодки, перевозимые в обозах, для наведения искусственных переправ;
- использование готовых (постоянных) либо наведенных мостов;
- в том числе – наведенные паромные переправы;
- понтонные мосты;
- использовались «местные суда».

Несколько выдержек из найденного:
«Не найдя у Камбио удобной переправы, Розенберг вернулся к Басиньяне, где Чубаров успел уже устроить большой паром, поднимавший целую роту…» (http://knsuvorov.narod.ru/text/mihailov.html)

«Багратион, имевший 3 батальона и 3 казачих полка, 27-го апреля у Лекко встретил бригаду Сойе из дивизии Серрюрье в составе 4-х батальонов и 1-го эскадрона кавалерии, которая стала теснить его, но затем была отброшена подоспевшим с одним батальоном Милорадовичем и самим Швейковским, приведшим 2 батальона. Серрюрье, со второй бригадой своей дивизией двинувшийся было к центру, пошел обратно. Так как Вукасович уже начал переправу ниже Лекко, то Розенберг направился туда же, а казаки были призваны Суворовым к себе к Сен-Джервазио, где за ночь был построен понтонный мост…» (http://sibeykin.narod.ru/suv/5_.html)

«Наполеон решился на необычайно трудную операцию. Примерно в половине километра от венского (правого) берега на Дунае начинается отмель, ведущая к острову Лобау. Наполеон решил навести понтонный мост до этой отмели, переправить туда главные силы своей армии, поредевшей от битв и от оставления гарнизонов по пути, а затем уже без труда переправиться с этого острова через узенький рукав реки, отделяющий Лобау от левого (северного ) берега Дуная. 17 мая переправа на Лобау совершилась. Затем Наполеон велел навести понтонный мост через узкий рукав, с острова на левый берег. Первым переправился корпус Ланна, вторым – корпус Массена. Оба маршала заняли две близлежавшие деревушки, Асперн и Эсслинг. И тут-то уже перешедшие корпуса и двигавшиеся за ними другие части французской армии подверглись нападению эрцгерцога Карла, разгорелась яростная битва, и, когда Ланн с кавалерией бросился рубить отступавших в полном порядке австрийцев, вдруг подломился мост, соединявший правый (венский) берег с островом, и французская армия внезапно лишилась непрерывно до той минуты подвозимых снарядов… Наполеон очень быстро овладел собой. После доклада генерала Корбино он решил переправиться у Студянки, севернее Борисова, где польскими уланами был найден брод. В этом месте река Березина не имеет и 25 метров в ширину, но берега ее по обе стороны покрыты на большом пространстве илистой грязью, так что в общем нужно было строить мост почти в три раза длиннее, чем ширина реки. Наполеон искусным маневром обманул Чичагова. Он сделал вид, будто все-таки хочет переправиться у Борисова… Переправляться здесь Наполеон не хотел и не мог. Целым рядом маневров ему удалось внушить Чичагову мысль, что переправа состоится в Борисове или ниже Борисова, а сам Наполеон уже 26 ноября на рассвете был у Студянки. Сейчас же французские саперы, работая по пояс в воде, посреди плавающих льдин, стали наводить два понтонных моста, и уже вскоре после полудня началась переправа корпуса Удино…
Переправа происходила в порядке, и почти вся французская армия успела перейти благополучно, как вдруг к мостам бросилось около 14 тысяч отставших солдат, преследуемых казаками. Эта масса в панике кинулась, не слушая команды, на мосты, и последняя регулярная часть корпуса маршала Виктора, еще не успевшая перейти, оружием отбрасывала эту толпу… В это время один из мостов, по которому шла артиллерия, подломился, и когда его наскоро починили, подломился снова… Большая часть отставших (около 10 тысяч из 14), которую регулярный корпус Виктора не пустил на мосты, осталась на берету и была отчасти изрублена казаками, отчасти взята в плен. Наполеон после переправы сейчас же велел сжечь мосты; если бы не это, то все отставшие могли бы тоже успеть спастись, но военная необходимость повелевала лишить русских переправы, а гибель 10 тысяч человек, отставших и не успевших перейти по мостам, императора не остановила. Он считал нужными людьми только тех, которые оставались в рядах, а ушедший из рядов, все равно по какой причине по болезни или из-за отмороженной руки, или ноги, переставал в его глазах быть равноценным бойцу, и что с ним дальше случится, не очень занимало императора. Наполеон заботился о больных и раненых только там, где эта забота не могла победить боеспособным солдатам. В данном случае сжечь мосты требовалось как можно скорее, он их и сжег без малейшего колебания…» (http://www.rodon.org/tev/n.htm)

«Мост у Пьяченцы был готов только к 6 мая. В 1796 г. Бонапарту потребовалось только около 48 часов для постройки этого моста... Так как главной задачей французских операций должно было быть соединение армий Верхней и Нижней Италии, то он принял решение перенести войну на правый берег По и полагал, что Пьяченца будет наиболее подходящим пунктом для переправы, так как при отсутствии материалов для постройки моста можно было устроить мост из местных судов, не опасаясь при этом сопротивления со стороны противника.» (http://militera.lib.ru/h/clausewitz1/02.html)

Та «иконография», которую мне удалось найти в сети:
Изображение
Война 1812 года. Переправа наполеоновской армии через Неман. 22 июня 1812. Акварель. Неизвестный художник. 1810-е гг.: «22 июня 1812 года французские войска пересекли российскую границу, переправившись через Неман. Отсюда они устремились на восток тремя потоками. Основную группу армейских корпусов – дорогой на Вильно против армии Барклая де Толли – вел сам Наполеон.»
(http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_o...307&ob_no=15043)

«Первый день переправы через реку Березину отступающей Великой армии Наполеона»:
http://chron.eduhmao.ru/img_11_14_1_3.html
http://chron.eduhmao.ru/img_11_14_1_2.html

Некоторые попутные цитаты:
«…Суворов и Мелас с главными силами двинулись вслед за поспешно отступавшим Шерером. Австрийцы не выдерживали темпа, предписываемого Суворовым, массами валились с ног, кляня судьбу и русского полководца. После переправы под проливным дождем через одну реку ропот охватил всю армию, и сам Мелас присоединился к нему. Суворов в ответ разразился язвительным приказом: "До моего слуха дошли жалобы, что пехота промочила ноги... У кого здоровье плохо, пусть остается позади... Ни в одной армии нельзя терпеть тех, которые умничают". Наступление продолжалось.» (http://sibeykin.narod.ru/suv/5_.html)

«Адъютант, находившийся при дежур-майоре Апраксина князе Иване Романовиче Горчакове, будущем шурине Суворова, рассказывал:
От Тильзита до Мемеля шла наша армия с великою поспешностию, причем такими местами которые и в сухую погоду не гораздо сухи, а теперь от беспрестанного дождя, слякоти и снега, превратились в самую топкую и вязкую грязь, из которой ноги почти вытащить не можно. Наши главные командиры, боясь неприятеля, впали в великое малодушие и трусость и наделали множество смеха достойных дел. Ночью вызвал меня фельдмаршал проверить обозы на дорогах. Я нашел его в преогромной, богато внутри украшенной и жаровнями и спиртами нагретой кибитке, лежащего на пуховиках, в присутствии лейб-медика. Но чем бы, вы думали, победитель наш при тогдашних печальных обстоятельствах упражнялся? Истинно стыдно сказать. Изволил слушать сказки сидящего у него в головах за столиком гренадера и болтавшего вздор нелепый во все горло.. С трудом добрался я до переправы, где стеснилось несколько сот повозок, слышен был только вопль, шум и треск. Мне не было никакого способа далее проехать и не только сосчитать их все, но даже окинуть глазом. Вернувшись, я доложил фельдмаршалу обо всем. Но что же, вы бы думали, он на сие сказал? Только приказал итить на свое место, а гренадеру продолжать сказку..» (http://knsuvorov.narod.ru/text/mihailov.html)

Чертежи артиллерийских орудий системы Грибоваля имеются здесь: http://sasza.livejournal.com/2687.html и здесь: http://www.memorandum.ru/Photos/Gribeauval/index.php
Правда, я не совсем поняла, какое отношение данные чертежи (если имелись в виду именно они) имеют к моему вопросу :)

Всем большое спасибо
Если мы весло добудем,
Вы сначала вскрикнете.
Раздобудем, два добудем,
А потом привыкнете.
Аватара пользователя
тень

Медаль «За след в истории» II-й степени
Активный пользователь
Сообщения: 8129
Зарегистрирован: 28 фев 2007, 16:45
Награды: 2
Репутация: 215
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение тень »

С.Даша писал(а): 15 янв 2009, 01:18 Заранее приношу извинения за длинный пост, но вдруг кому-то будет интересно...
К сожалению, в книге фон Клаузевица «О войне» переправы через реки рассматриваются лишь в общем стратегическом смысле.

Беглый поиск в интернете (в том числе обзор книг рекомендованных вами авторов, выложенных в сети) дал следующее.
Для наведения переправ в указанное время использовались:
- жестяные лодки, перевозимые в обозах, для наведения искусственных переправ;
- использование готовых (постоянных) либо наведенных мостов;
- в том числе – наведенные паромные переправы;
- понтонные мосты;
- использовались «местные суда».
Выделенные вещи - суть одно и то же.

Ищите профильную спец.литературу на французском языке,если таковым владеете.

Иконография и мемуары будут дополнением но основа - это текст специальных работ(только не той литературы,что здесь предлагает Мишель ).
Мы все лишь тени и прах.
Всё будет хорошо, просто не все до этого доживут.
Аватара пользователя
Кошевуа
Активный пользователь
Сообщения: 1341
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 12:18
Репутация: 109
ВИ группа (дополнительно): 8-я линейная полубригада
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение Кошевуа »

С.Даша писал(а): 14 янв 2009, 16:41 Скажите, пожалуйста, можно ли в какой-либо из книг, выложенных на сайте, найти сведения о принципах наведения переправ, принятых в Наполеоновской армии.

Заранее спасибо.
Русский понтон - это рама из дерева, обтяннутая крашенной маслянной краской тканью. А принцип (чисто умозрительно) такой как же, как и сейчас: вдоль берега в сторону против течения собирают мост на понтонах (выглядит так: лодки, связанных бортами). Через примерно равные промежутки в эту связку ставят лодки или небольшие барки, в которых будут сидеть саперы при наводке и моста, и необходимые для усиления контрукции. А потом конец собранного моста, который ниже по течению, крепят намертво к берегу - он будет началом моста и точкой поворота - и по течению мост поворачивают на 90 градусов. Как мост закрепят с другой стороны реки, то на нем сколачивают ровное покрытие, опирающиеся на борта понтонов и лодок: по дну лодок пехоте не напрыгаться, а кавалерию, пушки и обоз так вообще не перетянешь. Да. ещё сапёры роют спуски к мосту пологие. Насколько я помню, то перед каждой колонной движения войски шли 1-2 пионерные роты для разборки завалов, поправки дорог и сравнивания спусков и подъёмов.
Последний раз редактировалось Кошевуа 15 янв 2009, 11:51, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
тень

Медаль «За след в истории» II-й степени
Активный пользователь
Сообщения: 8129
Зарегистрирован: 28 фев 2007, 16:45
Награды: 2
Репутация: 215
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Вопрос о наведении переправ

Сообщение тень »

Кошевуа писал(а): 15 янв 2009, 11:38
Русский понтон - ///Да. ещё сапёры роют спуски к мосту пологие. Насколько я помню, то перед каждой колонной движения войски шли 1-2 пионерные роты для разборки завалов, поправки дорог и сравнивания спусков и подъёмов.
У нас понтонёры сами спуски и разработку делали.

Но барышню именно французы интересуют.
Мы все лишь тени и прах.
Всё будет хорошо, просто не все до этого доживут.
Ответить

Вернуться в «История (Революционные и Наполеоновские войны, 1789-1815)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей