Сибирские Казаки
Модератор: Бобровский Д.
- Matel
- Активный пользователь
- Сообщения: 713
- Зарегистрирован: 07 апр 2010, 09:45
- Репутация: 21
- Военно-историческая группа (XIX): 1-й полк морской артиллерии
- Откуда: Красноярск
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
Сделал Два знамени красноярской дружины. В описании значится два знамени, жёлтые с красными крестами. Только какие кресты бы ли по форме не известно. А я сдуру или к счастью первую версию знамени сделал двухслойной. А потом списался со знатоками, почитал литературку. Оказалось что знамёна были однослойные. Разобрал первую версию на две части. И первое оставил с простым крестом, а вторую с восьмиконечным о двух степенях. Послал фото Кириллу может прицепит
В далёком 2000 году сдавал дипломный проект по теме "Реконструкция малого Красноярского острога" . К дипломной работе сделал макет из дерева, который и сейчас экспанируется в Красноярском Краеведческом музее. Фото не моё то что было в сети. Надо будет наведаться пофотать, а то даже на память нету.
В далёком 2000 году сдавал дипломный проект по теме "Реконструкция малого Красноярского острога" . К дипломной работе сделал макет из дерева, который и сейчас экспанируется в Красноярском Краеведческом музее. Фото не моё то что было в сети. Надо будет наведаться пофотать, а то даже на память нету.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Matel 05 дек 2014, 12:36, всего редактировалось 1 раз.
- Дядя Саша
- Активный пользователь
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: 09 мар 2007, 10:43
- Репутация: 28
- ВИ группа (дополнительно): Конная артиллерия гвардии, Ростов-на-Дону
- Откуда: Ростов-на-Дону
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
А где бы эту публикацию почитать?
Знаю я вашего брата. Налакаетесь рому - и на виселицу.
- rogala
- Активный пользователь
- Сообщения: 4990
- Зарегистрирован: 21 мар 2007, 19:07
- Репутация: 81
- ВИ группа (дополнительно): Гетманские мушкетеры
- Военно-историческая группа (XIX): 2-й полк Легиона Вислы, фузилеры
- Откуда: Одесса
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
сходу ненайду но вот есть еще на тему освоения донских земель и вклада казаков
http://shron.chtyvo.org.ua/Chukhlib_Taras/...XVIXVIII_st.pdf
http://shron.chtyvo.org.ua/Chukhlib_Taras/...XVIXVIII_st.pdf
- Matel
- Активный пользователь
- Сообщения: 713
- Зарегистрирован: 07 апр 2010, 09:45
- Репутация: 21
- Военно-историческая группа (XIX): 1-й полк морской артиллерии
- Откуда: Красноярск
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
У нас тут некоторые хлопцы озадачились Постройкой макетов пистолетов на начало 17 века.
Сколько не увещевал их, что пистолет это в Сибири того времени вещь редкая и очень дорогая, не вняли.
В связи с этим вопрос, есть ли какие то фото пистолетов этого периода? Желательно русского изготовления если таковые были в природе. А то как то всё больше европейские попадаются.
К стати не помню кто, но кто то хотел чертежей мушкета.
Попался вот такой мануал.
http://feuerwaffen.ch/index_htm_files/Draw...MusketStock.pdf
Сколько не увещевал их, что пистолет это в Сибири того времени вещь редкая и очень дорогая, не вняли.
В связи с этим вопрос, есть ли какие то фото пистолетов этого периода? Желательно русского изготовления если таковые были в природе. А то как то всё больше европейские попадаются.
К стати не помню кто, но кто то хотел чертежей мушкета.
Попался вот такой мануал.
http://feuerwaffen.ch/index_htm_files/Draw...MusketStock.pdf
Последний раз редактировалось Matel 02 дек 2015, 08:54, всего редактировалось 1 раз.
-
Kirill
- Активный пользователь
- Сообщения: 32970
- Зарегистрирован: 20 фев 2007, 16:23
- Награды: 1
- Репутация: 260
- Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк
- Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
Matel, "знай и люби свой Форум": Tarassuk L. Russian pistols in the Seventeenth Century. L., 1968
Ну и заодно:
Багрин Е.А. Огнестрельное оружие русских первопроходцев в Восточной Сибири в XVII веке (по материалам письменных источников) // Вестник Новосибирского государственного университета. 2009. Серия: история, философия. Т. 8. Вып. 1: История. С. 113-117
Чубинский А.Н. Огнестрельное оружие работы мастеров Оружейной палаты первой половины XVII века // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Вторая международная научно-практическая конференция 18-20 мая 2011 года. СПб., 2011. Ч. II. С. 533-553
Ну и заодно:
Багрин Е.А. Огнестрельное оружие русских первопроходцев в Восточной Сибири в XVII веке (по материалам письменных источников) // Вестник Новосибирского государственного университета. 2009. Серия: история, философия. Т. 8. Вып. 1: История. С. 113-117
Чубинский А.Н. Огнестрельное оружие работы мастеров Оружейной палаты первой половины XVII века // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Вторая международная научно-практическая конференция 18-20 мая 2011 года. СПб., 2011. Ч. II. С. 533-553
Последний раз редактировалось Kirill 02 дек 2015, 09:15, всего редактировалось 1 раз.
-
Игорь
- Активный пользователь
- Сообщения: 21891
- Зарегистрирован: 21 фев 2007, 23:05
- Награды: 1
- Репутация: 258
- ВИ группа (дополнительно): Бесподобный 9-й лёгкий полк
- Военно-историческая группа (XIX): 9-й легкий полк
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
вечер в хату, мушкет в радость, штуцер в сладость
- Levonto
- Новичок
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 23 фев 2016, 22:35
- Репутация: 0
- Откуда: Красноярск
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
Подошел к задаче создания поясного набора на сибирского казака начала XVIIв. (Московского происхождения, но некие прибалтийские нотки в вещах тоже могут иметь место, все же контакты были довольно плотными.)
И если с самим поясом и элементами, сопутствующими огнестрельному оружию все более или менее понятно, то по части бытовых поясных сумок дела обстоят куда менее ясно.
Не хватает источников, либо я пока не умею их искать.
Собственно найдены: сумочка(кисет?) из Палаты Романовых, поясная сумка из Чернигова, ну и Берестечко разумеется. Больше ничего найти не смог.
Отсюда первый вопрос - где искать источники на такое? В идеале - с выкройками, но, кажется, это идиллия. Прошу помощи.
Второй вопрос - есть знаменитая калита из Кутафьей башни Кремля, датируется от XV до второй трети XVIв. Визуально нравится, да и выкройки найдены. Но правильно ли будет иметь такую вещь в начале XVIIв?
И если с самим поясом и элементами, сопутствующими огнестрельному оружию все более или менее понятно, то по части бытовых поясных сумок дела обстоят куда менее ясно.
Не хватает источников, либо я пока не умею их искать.
Собственно найдены: сумочка(кисет?) из Палаты Романовых, поясная сумка из Чернигова, ну и Берестечко разумеется. Больше ничего найти не смог.
Отсюда первый вопрос - где искать источники на такое? В идеале - с выкройками, но, кажется, это идиллия. Прошу помощи.
Второй вопрос - есть знаменитая калита из Кутафьей башни Кремля, датируется от XV до второй трети XVIв. Визуально нравится, да и выкройки найдены. Но правильно ли будет иметь такую вещь в начале XVIIв?
Последний раз редактировалось Levonto 24 фев 2016, 12:56, всего редактировалось 1 раз.
- Matel
- Активный пользователь
- Сообщения: 713
- Зарегистрирован: 07 апр 2010, 09:45
- Репутация: 21
- Военно-историческая группа (XIX): 1-й полк морской артиллерии
- Откуда: Красноярск
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
знаменитая калита из Кутафьей башни Кремля, датируется от XV до второй трети XVIв.
Её уже шили множество раз. Оригинальным ты точно не будешь.
Её уже шили множество раз. Оригинальным ты точно не будешь.
- Однодворец2012
- Активный пользователь
- Сообщения: 168
- Зарегистрирован: 15 ноя 2012, 19:53
- Репутация: 11
- Откуда: Харьков
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
выписка из отписки приказного человека Онуфрия Степанова о столкновении с маньчжурским войском под Усть-Комарским острогом в марте 1655 года.
в нынешнем во 163 году марта з 13 день богдойское войско, собранье розных земель, приехав к Усть-Комарскому острожку, нас, холопей государевых, обсадили в третьем часу дни, и служилых людей и амурских охочих казаков, которые выходили из острогу по судовой лес, 20 человек Ивашка Телятева с товарыщи розных городов, и тех служилых людей известным делом взяли к себе и у себя на куренях их побили. А иных служилых людей из Комарсково острожку я, Онофрейко, отпущал на выласку, и те служивые люди и амурские охочие казаки выходили на вылазку и тех служилых людей от иноземцов /л. 138 об./ от богдойских людей отбивали и тех же богдойских людей побивали. А приехали те богдойские воинские люди со всяким огненным боем, с пушки и пищальми, и знамена у них всякой розной цвет. А то у них войское богдойское ротами, а толмачей нет, а в роте по скольку человек, того не ведаем 1.
И марта в 20 день к Усть Комарскому острожку приступали из-за великия реки Амура с каменю, а каменю высота 40 сажен, а от того камени до острожку полтретьяста сажен. И богдойское войско из наряду из большего, из пушек, с третьяего часу дни до седмаго, и того ж дни в шестом часу ночи те потайные богдойские воинские люди по острогу из наряду, из пушек, били от острожку в 70 саженях. Да оне же, богдойские воинские люди, пущали огненные заряды для зажегу на стрелах в острожек, а на тех стрелах у них подписи были. Да с нижние стороны богдойские воинские люди из пушек и с наряду били во 150 сажен.
И марта в 24 день те богдойские люди приступ учинили к острожку со все 4 стороны, и знамяна, пришод к чесноку, приставили, и щиты у них были на арбах, а те арбы были на колесах, и щиты деревянные, кожами поволочены, и войлоки были, а на тех арбах были лесницы, а по конец /л. 139/ лестниц колеса, а в другом конце гвозди железные и палки, и на тех арбах привязаны были дрова, и смолье, и солома для зажегу, и у них острог коленчатой был же; да у них же, богдойских людей, у всякого щита были багры железные и всякие приступные мудрости. И божиею милостию, а государьским щастьем государевых служилые люди и амурские охочие казаки розных городов с острожку с нижнево и с верхнево бою и с быков и снаряду из большего бою, из пушек из пищалей, били по тому войску богдойскому. И на том приступе под стенами многих богдойских людей побили, из Комарского острожку государевы служивые люди и амурские охочие казаки выходили на выласку, и на выласке многих богдойских людей побили и отбили у них 2 пищали железные с жаграми и всякие приступные мудрости, порох и ядра, и языков поймали, раненых мужиков.
И тех языков роспрашивал, а в роспросе они сказывали, что де прислано то богдойское войско от царя богдойсково, а князец де в том войске именем Тагудай, /л. 139 об./ а по прозвищу Ежер, а было де войское люди розных земель: богдои, мунгуты, никаны, жючеры, дауры и иных многих розных земель, которые иноземцы под ево богдойскую областию, а снаряду де было 15 пушек и мелково оружья было у них много, а то де войско богдойское поднимали на нас, холопей государевых, и царю де богдойскому били челом о обороне даурские князцы и улусные люди, чтоб государю ясаку с себя не платить и не хотя быти под государевою царскою высокою рукою, и ныне на великой реке Амуре те даурские князцы и их улусные люди, которые платили государев ясак, и те иноземцы изменили государю; а всее де тое богдойские силы было всякого люду 10 000, а по их челобитью то войско и прислано.
И тут же на приступе находили порох в мешках да ядра, а у нас в то приступное время суды прирубили и струги.
И марта с 13 дня да апреля по 4 число то богдойское войско по Комарскому острожку били из пушек по всякой день и ночь, и те богдойские люди от острогу прочь отошли.
И как сидели в острожке в осаде от богдойских людей, имели казаки пост и молитву, и в то время было явление многим древним от иконы Всемилостиваго Спаса и от иконы Пречистыя владычицы богородицы и приснодевы Марии и от всех святых. И сидели в осаде в том Комарском острожке служилые люди и охочие амурские казаки, и которые пришли с Дмитреем Ивановичем Зиновьевым розных городов тобольские, тюменские, сургутцкие, верхотурские, Туринсково острожку и Верхоленскаго Братцкаго острожку и охочие казаки, и которые пришли сверх Шилки-реки с Байкалова-озера с енисейским сыном боярским Петром Бекетовым.
И после их отъезду ходили служилые люди и охочие амурские казаки в их богдойские таборы, и видели их, что оне тех богдойских людей, которые побиты под стеною, и тех побитых людей в приступное время ночью волочили, и по своей они поганой басурманской вере на своих куренях тех убитых людей жгли много, а иных побитых /л. 141/ богдойских людей те богдойские люди в приступное время от острогу волочить прочь не успели.
И видя к себе те богдойские люди божие посещение, и нападе на них ужас и трепет, и они порох пометали на своих таборах в воду и верховые огенные заряды, а куяшную одежду те богдойские люди на куренях своих жгли. И мы собрали после приступнаго времени в остроге и около острогу 350 ядер пушешных.
А тех богдойских людей к острожку с табор подъем был с утра и во весь день со щитами, и приступ у них был в первом часу ночи к острожку, а отход был у них от острожку по утру в первом часу дни.
И те 2 пищали, которые взяты на приступе, да верховых огненных зарядов с подписьми подписаны, и те пищали и заряды посланы к государю царю и великому князю к Москве. А тех подписей, что оне, богдойские люди, на стрелах подписывали и на огненных зарядах, тово мы на великой реке Амуре не знаем. А тебе, государеву воеводе, послано в Якуцкой острог 2 заряда огненные с подписьми.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=31&v=GaHq2TCHirw
в нынешнем во 163 году марта з 13 день богдойское войско, собранье розных земель, приехав к Усть-Комарскому острожку, нас, холопей государевых, обсадили в третьем часу дни, и служилых людей и амурских охочих казаков, которые выходили из острогу по судовой лес, 20 человек Ивашка Телятева с товарыщи розных городов, и тех служилых людей известным делом взяли к себе и у себя на куренях их побили. А иных служилых людей из Комарсково острожку я, Онофрейко, отпущал на выласку, и те служивые люди и амурские охочие казаки выходили на вылазку и тех служилых людей от иноземцов /л. 138 об./ от богдойских людей отбивали и тех же богдойских людей побивали. А приехали те богдойские воинские люди со всяким огненным боем, с пушки и пищальми, и знамена у них всякой розной цвет. А то у них войское богдойское ротами, а толмачей нет, а в роте по скольку человек, того не ведаем 1.
И марта в 20 день к Усть Комарскому острожку приступали из-за великия реки Амура с каменю, а каменю высота 40 сажен, а от того камени до острожку полтретьяста сажен. И богдойское войско из наряду из большего, из пушек, с третьяего часу дни до седмаго, и того ж дни в шестом часу ночи те потайные богдойские воинские люди по острогу из наряду, из пушек, били от острожку в 70 саженях. Да оне же, богдойские воинские люди, пущали огненные заряды для зажегу на стрелах в острожек, а на тех стрелах у них подписи были. Да с нижние стороны богдойские воинские люди из пушек и с наряду били во 150 сажен.
И марта в 24 день те богдойские люди приступ учинили к острожку со все 4 стороны, и знамяна, пришод к чесноку, приставили, и щиты у них были на арбах, а те арбы были на колесах, и щиты деревянные, кожами поволочены, и войлоки были, а на тех арбах были лесницы, а по конец /л. 139/ лестниц колеса, а в другом конце гвозди железные и палки, и на тех арбах привязаны были дрова, и смолье, и солома для зажегу, и у них острог коленчатой был же; да у них же, богдойских людей, у всякого щита были багры железные и всякие приступные мудрости. И божиею милостию, а государьским щастьем государевых служилые люди и амурские охочие казаки розных городов с острожку с нижнево и с верхнево бою и с быков и снаряду из большего бою, из пушек из пищалей, били по тому войску богдойскому. И на том приступе под стенами многих богдойских людей побили, из Комарского острожку государевы служивые люди и амурские охочие казаки выходили на выласку, и на выласке многих богдойских людей побили и отбили у них 2 пищали железные с жаграми и всякие приступные мудрости, порох и ядра, и языков поймали, раненых мужиков.
И тех языков роспрашивал, а в роспросе они сказывали, что де прислано то богдойское войско от царя богдойсково, а князец де в том войске именем Тагудай, /л. 139 об./ а по прозвищу Ежер, а было де войское люди розных земель: богдои, мунгуты, никаны, жючеры, дауры и иных многих розных земель, которые иноземцы под ево богдойскую областию, а снаряду де было 15 пушек и мелково оружья было у них много, а то де войско богдойское поднимали на нас, холопей государевых, и царю де богдойскому били челом о обороне даурские князцы и улусные люди, чтоб государю ясаку с себя не платить и не хотя быти под государевою царскою высокою рукою, и ныне на великой реке Амуре те даурские князцы и их улусные люди, которые платили государев ясак, и те иноземцы изменили государю; а всее де тое богдойские силы было всякого люду 10 000, а по их челобитью то войско и прислано.
И тут же на приступе находили порох в мешках да ядра, а у нас в то приступное время суды прирубили и струги.
И марта с 13 дня да апреля по 4 число то богдойское войско по Комарскому острожку били из пушек по всякой день и ночь, и те богдойские люди от острогу прочь отошли.
И как сидели в острожке в осаде от богдойских людей, имели казаки пост и молитву, и в то время было явление многим древним от иконы Всемилостиваго Спаса и от иконы Пречистыя владычицы богородицы и приснодевы Марии и от всех святых. И сидели в осаде в том Комарском острожке служилые люди и охочие амурские казаки, и которые пришли с Дмитреем Ивановичем Зиновьевым розных городов тобольские, тюменские, сургутцкие, верхотурские, Туринсково острожку и Верхоленскаго Братцкаго острожку и охочие казаки, и которые пришли сверх Шилки-реки с Байкалова-озера с енисейским сыном боярским Петром Бекетовым.
И после их отъезду ходили служилые люди и охочие амурские казаки в их богдойские таборы, и видели их, что оне тех богдойских людей, которые побиты под стеною, и тех побитых людей в приступное время ночью волочили, и по своей они поганой басурманской вере на своих куренях тех убитых людей жгли много, а иных побитых /л. 141/ богдойских людей те богдойские люди в приступное время от острогу волочить прочь не успели.
И видя к себе те богдойские люди божие посещение, и нападе на них ужас и трепет, и они порох пометали на своих таборах в воду и верховые огенные заряды, а куяшную одежду те богдойские люди на куренях своих жгли. И мы собрали после приступнаго времени в остроге и около острогу 350 ядер пушешных.
А тех богдойских людей к острожку с табор подъем был с утра и во весь день со щитами, и приступ у них был в первом часу ночи к острожку, а отход был у них от острожку по утру в первом часу дни.
И те 2 пищали, которые взяты на приступе, да верховых огненных зарядов с подписьми подписаны, и те пищали и заряды посланы к государю царю и великому князю к Москве. А тех подписей, что оне, богдойские люди, на стрелах подписывали и на огненных зарядах, тово мы на великой реке Амуре не знаем. А тебе, государеву воеводе, послано в Якуцкой острог 2 заряда огненные с подписьми.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=31&v=GaHq2TCHirw
- Ёжик
- Активный пользователь
- Сообщения: 5679
- Зарегистрирован: 13 июл 2010, 12:38
- Репутация: 186
- ВИ группа (дополнительно): Мушкетерский гр.Милорадовича (Апшеронский) полк 1799г.
- Военно-историческая группа (XIX): Санкт-Петербургское ополчение
- Откуда: Гатчина
- Контактная информация:
Re: Сибирские Казаки
Читая книжку Егора Багрина
(Багрин, Е. А. Военное дело русских на восточном пограничье России в XVII в.:
Тактика и вооружение служилых людей в Прибайкалье, Забайкалье
и Приамурье. — СПб.: Нестор-История, 2013.)
отметил одного служилого, о котором периодически попадались
документы 1640-х-1650-х гг - Пашка Кокоулин.
Был такой лихой отмороженный служилый человек,
при чем отмороженный напрочь - мог пограбить слегка,
в одиночку напасть на нескольких обидчиков,
изнасиловать якутских ....мужиков, ... но и дрался яростно.
в 1649 г. во время похода "...на Ковыме реке ... Пашко Кокоулин Заварза своровал содомским блудом ... которого мы взяли в Жиганех для толмачества ясачного якута, именем Арсютку ...
и убил бы его он, Пашко, после того ... из пищали ....
бил его сковородником и бровь у него, Орсютка розсадил и изувечил навек,
и за то ему, Заварзе, учинили наказание, били батоги".
Этот Пашка затаил злобу за то, что его так нетолерантно за садизм и содомию наказали,
и 9 июня "он же, Пашко Кокоулин Заварза приходил украдом,
летом к нашему летовью ... и как с рыбной ловли ехали служилые люди
в лодке возле берега, и он Пашко стрелял из пищали и из лука
Ивашка Пуляева, Васку Вилюя, у Юшка Трофимова руку прострелил,
а сам он, Пашко, ушол в лес, и вперед, государь, он Пашко похваляетца смертным боем"
Конечно, такие лихие люди, хоть и не совсем нормальной ориентации,
нужны были для противостояния туземцам. Позже Пашка был прощен,
и вскоре он сражался в первых рядах, практически в каждом бою имел ранения от стрел.
В 1650-м осенью во время похода на Анадырь в стычке "с анаулами"
"Пашка Кокоулина на том приступе топором и кольем изранили в голову и в руку,
и он, Пашко, немочен был всю зиму..."
В 1652 г. во время похода на р.Шилки
"он, Пашка, застрелен из лука, пониже уха пробиты щеки на обе стороны"
В 1655 г. "... А как имали анаулские юрты, и на той драке Пашка Кокоулина,
служивого, ранили в голову и в руку; а он, Пашко, откасом мужика сколол. ....
А в прошлом во 162 году на море с корги на коряцких людей ходили, и на той драке яз, Семейка, убил из пищали мужика, да на той же драке Пашка Кокоулина ранили из лука в бок; а он, Пашко, убил из пищали мужика.". В другом бою Пашке снова не повезло - "...тогож Пашка ранили из лука, а он убил мужика из пищали в висок".
В походе против местного князька Мекерки в том же 1655 г. "служивого человека Пашка Кокоулина в плечо и в стегно из лука..."
https://alexuslob.livejournal.com/111863.html
Впрочем презрение Пашкой лучного боя не было каким-то необычным явлением
- лучный бой туземцев презирали все. Этот факт в 17 веке был отмечен маньчжурами.
Ян Бинь в «Любяньцзилио» "Их (русских) называют лаоцян; они люди с голубыми
впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой,
с длинным телом; много силы, но любят поспать и, когда спят,
не сразу просыпаются. Искусны в пешем бою, умеют обращаться с ружьями,
не боятся луков и стрел. Если стрела попадет в тело, спокойно вытащат ее,
посмотрят друг на друга и засмеются".
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch...frametext12.htm
(Багрин, Е. А. Военное дело русских на восточном пограничье России в XVII в.:
Тактика и вооружение служилых людей в Прибайкалье, Забайкалье
и Приамурье. — СПб.: Нестор-История, 2013.)
отметил одного служилого, о котором периодически попадались
документы 1640-х-1650-х гг - Пашка Кокоулин.
Был такой лихой отмороженный служилый человек,
при чем отмороженный напрочь - мог пограбить слегка,
в одиночку напасть на нескольких обидчиков,
изнасиловать якутских ....мужиков, ... но и дрался яростно.
в 1649 г. во время похода "...на Ковыме реке ... Пашко Кокоулин Заварза своровал содомским блудом ... которого мы взяли в Жиганех для толмачества ясачного якута, именем Арсютку ...
и убил бы его он, Пашко, после того ... из пищали ....
бил его сковородником и бровь у него, Орсютка розсадил и изувечил навек,
и за то ему, Заварзе, учинили наказание, били батоги".
Этот Пашка затаил злобу за то, что его так нетолерантно за садизм и содомию наказали,
и 9 июня "он же, Пашко Кокоулин Заварза приходил украдом,
летом к нашему летовью ... и как с рыбной ловли ехали служилые люди
в лодке возле берега, и он Пашко стрелял из пищали и из лука
Ивашка Пуляева, Васку Вилюя, у Юшка Трофимова руку прострелил,
а сам он, Пашко, ушол в лес, и вперед, государь, он Пашко похваляетца смертным боем"
Конечно, такие лихие люди, хоть и не совсем нормальной ориентации,
нужны были для противостояния туземцам. Позже Пашка был прощен,
и вскоре он сражался в первых рядах, практически в каждом бою имел ранения от стрел.
В 1650-м осенью во время похода на Анадырь в стычке "с анаулами"
"Пашка Кокоулина на том приступе топором и кольем изранили в голову и в руку,
и он, Пашко, немочен был всю зиму..."
В 1652 г. во время похода на р.Шилки
"он, Пашка, застрелен из лука, пониже уха пробиты щеки на обе стороны"
В 1655 г. "... А как имали анаулские юрты, и на той драке Пашка Кокоулина,
служивого, ранили в голову и в руку; а он, Пашко, откасом мужика сколол. ....
А в прошлом во 162 году на море с корги на коряцких людей ходили, и на той драке яз, Семейка, убил из пищали мужика, да на той же драке Пашка Кокоулина ранили из лука в бок; а он, Пашко, убил из пищали мужика.". В другом бою Пашке снова не повезло - "...тогож Пашка ранили из лука, а он убил мужика из пищали в висок".
В походе против местного князька Мекерки в том же 1655 г. "служивого человека Пашка Кокоулина в плечо и в стегно из лука..."
https://alexuslob.livejournal.com/111863.html
Впрочем презрение Пашкой лучного боя не было каким-то необычным явлением
- лучный бой туземцев презирали все. Этот факт в 17 веке был отмечен маньчжурами.
Ян Бинь в «Любяньцзилио» "Их (русских) называют лаоцян; они люди с голубыми
впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой,
с длинным телом; много силы, но любят поспать и, когда спят,
не сразу просыпаются. Искусны в пешем бою, умеют обращаться с ружьями,
не боятся луков и стрел. Если стрела попадет в тело, спокойно вытащат ее,
посмотрят друг на друга и засмеются".
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch...frametext12.htm
...
Я, братцы, инвалид, солдат
Так не судите меня строго,
Что рассказал я вам не много...
Я, братцы, инвалид, солдат
Так не судите меня строго,
Что рассказал я вам не много...
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость